Кокорина Светлана Сергеевна
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Главное, что могут сделать для своего ребёнка родители — создать для него благоприятный психологический климат на время коррекционной работы. Школьник и так находится под прессом ситуации, и настроение у него зачастую не самое радужное, а тут ещё взрослые травмируют ребёнка, постоянно указывая ему на речевые ошибки. Следствием этого может быть то, что ребёнок замкнётся, и вместо так необходимого ему общения речь замедлит своё развитие, не будет совершенствоваться и обогащаться, что приведёт к проблемам социальной адаптации в коллективе. Поэтому важно проявлять терпение и снисходительность для благополучного разрешения ситуации.
Симптомы дизорфографии
Ребенок не может запомнить и часто смешивает такие термины, как «звук», «слог», «слово» и некоторые другие;
Содержание правил правописания усваивается детьми с данной речевой патологией формально и в более длительные сроки по сравнению с одноклассниками в норме;
Ребенку практически недоступна система суждений и умозаключений, благодаря которым возможно выделение искомых слов (проверочного и проверяемого), а также цепочка действий и операций по их осуществлению;
Невозможность самостоятельно, своими словами пересказать содержание орфограммы, сделать обобщение, вывод;
Неверные примеры слов на пройденные орфограммы;
Грамматические признаки орфограмм обычно усваиваются формально (например, при проверке безударных гласных в корне вместо родственных слов подбираются слова, сходные по звучанию);
Трудности усвоения операций и способов проверки слов (например, при определении морфемного состава слова и дальнейшем подборе цепочки родственных слов);
Дети с дизорфографией не выделяют «ошибкоопасные» места в словах, подчиняющихся морфологическому принципу письма (например, корень, окончание, приставку или суффикс). Написание таких слов требует определенной многооперационной проверки;
ü Самопроверка не дает положительных результатов.
Что нужно сделать, чтобы избежать дизорфографии
Для орфографически правильного письма |
|
Чтобы сформировать |
Надо владеть |
Процессы усвоения таких абстрактных грамматических понятий, как «звук», «буква», «слог», «слово», «имя существительное», «склонение». · Написание окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наиболее часто употребляемых суффиксов.
· Усвоение графических изображений букв, условных обозначений, таблиц и схем. · Усвоение правил правописания. · Орфографический навык. · Языковые обобщения . · Усвоение орфограмм. · «Языковое чутье» (система определенных языковых связей, довольно высокая степень практического владения морфологическими и синтаксическими обобщениями, сформировавшимися на «дограмматической» ступени речевого развития детей. |
· Рядом мыслительных действий (анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, классификации и некоторых других). · Элементарными представлениями об основных временных и количественных отрезках, умением сравнивать, находить сходство и различие. · Сформированным зрительным восприятием и ориентировкой в пространстве. · Развитой мелкой моторикой рук, сформированными каллиграфическими навыками. · Высоким уровнем развития процессов абстракции, основанных на приемах звукобуквенного анализа, синтеза, формирования представлений; умении оперировать грамматическими понятиями («звук», «буква», «слово» и т.д.), а также процессов запоминания, сохранения и воспроизведения. · Сформированными операциями сравнения, сопоставления, определения сходного и различного. · Сформированными операциями систематизации и классификации. · Достаточно развитым фонематическим слухом, формирующимся в дошкольном возрасте в речевой деятельности (в процессе аудирования, говорения) и под воздействием специальных упражнений. |
В зависимости от того, на каком этапе ребенок испытывает большие трудности, выстраивается коррекционная работа с логопедом.