Размер шрифта:

Кокорина Светлана Сергеевна

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Главное, что могут сделать для своего ребёнка родители — создать для него благоприятный психологический климат на время коррекционной работы. Школьник и так находится под прессом ситуации, и настроение у него зачастую не самое радужное, а тут ещё взрослые травмируют ребёнка, постоянно указывая ему на речевые ошибки. Следствием этого может быть то, что ребёнок замкнётся, и вместо так необходимого ему общения речь замедлит своё развитие, не будет совершенствоваться и обогащаться, что приведёт к проблемам социальной адаптации в коллективе. Поэтому важно проявлять терпение и снисходительность для благополучного разрешения ситуации.

Симптомы дизорфографии

  Ребенок не может запомнить и часто смешивает такие термины, как «звук», «слог», «слово» и некоторые другие;

  Содержание правил правописания усваивается детьми с данной речевой патологией формально и в более длительные сроки по сравнению с одноклассниками в норме;

 Ребенку практически недоступна система суждений и умозаключений, благодаря которым возможно выделение искомых слов (проверочного и проверяемого), а также цепочка действий и операций по их осуществлению;

  Невозможность самостоятельно, своими словами пересказать содержание орфограммы, сделать обобщение, вывод;

  Неверные примеры слов на пройденные орфограммы;

  Грамматические признаки орфограмм обычно усваиваются формально (например, при проверке безударных гласных в корне вместо родственных слов подбираются слова, сходные по звучанию);

  Трудности усвоения операций и способов проверки слов (например, при определении морфемного состава слова и дальнейшем подборе цепочки родственных слов);

  Дети с дизорфографией не выделяют «ошибкоопасные» места в словах, подчиняющихся морфологическому принципу письма (например, корень, окончание, приставку или суффикс). Написание таких слов требует определенной многооперационной проверки;

ü  Самопроверка не дает положительных результатов.

  Что нужно сделать, чтобы избежать дизорфографии

Для орфографически правильного письма

Чтобы сформировать

Надо владеть

Процессы усвоения таких абстрактных грамматических понятий, как «звук», «буква», «слог», «слово», «имя существительное», «склонение». 

·  Написание окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наиболее часто употребляемых суффиксов.

 

·  Усвоение графических изображений букв, условных обозначений, таблиц и схем. 

·  Усвоение правил правописания.

·  Орфографический навык.

·  Языковые обобщения  .

·  Усвоение орфограмм.

·  «Языковое чутье» (система определенных языковых связей, довольно высокая степень практического владения морфологическими и синтаксическими обобщениями, сформировавшимися на «дограмматической» ступени речевого развития детей. 

·  Рядом мыслительных действий (анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, классификации и некоторых других).

·  Элементарными представлениями об основных временных и количественных отрезках, умением сравнивать, находить сходство и различие.

·  Сформированным зрительным восприятием и ориентировкой в пространстве.

·  Развитой мелкой моторикой рук, сформированными каллиграфическими навыками.

·  Высоким уровнем развития процессов абстракции, основанных на приемах звукобуквенного анализа, синтеза, формирования представлений; умении оперировать грамматическими понятиями («звук», «буква», «слово» и т.д.), а также процессов запоминания, сохранения и воспроизведения.

·  Сформированными операциями сравнения, сопоставления, определения сходного и различного.

·  Сформированными операциями систематизации и классификации.

·  Достаточно развитым фонематическим слухом, формирующимся в дошкольном возрасте в речевой деятельности (в процессе аудирования, говорения) и под воздействием специальных упражнений.

В зависимости от того, на каком этапе ребенок испытывает большие трудности, выстраивается коррекционная работа с логопедом.