Размер шрифта:

Солдатова Татьяна Борисовна

Рекомендации по развитию познавательной сферы учащихся.

Уважаемые родители и учащиеся,предлагаю вам посетить сайты kopilkaurokov.ru и megatalant.ru. Здесь интересная подборка упражнений,заданий и презентаций для тренировки процессов познания

Памятка.

  Взаимоотношения родителей с подростком 16-17 лет.

Психология подростка 16-17 лет зависит от того, что происходило в предыдущие этапы переходного периода, особенно в 13 лет подростки переживают события, эхом отражающиеся на всей остальной жизни. Однако юность в большей степени базируется на более спокойных показателях, нежели предыдущие возрастные периоды, но и на большей самостоятельности. Если не затрагивать патологии и сложные случаи, при выявлении которых необходимо обратиться к помощи специалистов, то типичная картина будет такой:

  Физические особенности:

  физически подростки развиты окончательно

  именно поэтому они уделяют своему здоровью большое внимание

  Эмоциональные особенности:

уже дружелюбно (а иногда и покровительственно) настроены ко всем членам своей семьи

абсолютно уверены в себе

к нуждам других могут отнестись внимательнее, чем к своим

  Социальные:

  стремятся к серьёзным отношениям как с противоположным полом (любовь), так и со своим (дружба)

  свидания становятся частым явлением в их жизни

  личностные отношения выходят на первый план, появляется преданность им 

  обычно стремятся к самостоятельным заработкам, для чего находят почасовую работу

  Интеллектуальные особенности:

  стремятся принимать более серьёзные разумные решения

  уже понимают, что любое решение, принятое сегодня, может повлиять на то, что будет завтра

  рассматривают несколько вариантов исхода событий, т.е. подростки просчитывают линию своего поведения

  конфликты между подростками и родителями в большей степени предпочитают решать через обсуждение появившейся проблемы

  начинают задумываться о будущей профессии и о будущем в принципе

 

  Духовные:

моральные и духовные ценности подвергают проверке и испытывают на прочность

способны к сильной приверженности определённой религии

к окружающим относятся с пониманием и дорожат их мнением о себе

юношей и девушек очень интересуют вопросы жизни после смерти

у них возникает множество вопросов по поводу личной духовной жизни, в этой области они полны сомнений

если подросткам прививаются духовные истины, то они способны их усваивать в этот период и применять в жизни.

  Диалог — лучшее речевое взаимодействие с взрослеющим подростком, так как ни демократия, ни диктат не способны в полной мере удовлетворить потребность в общении между близкими людьми. Зная круг общения своей дочери или сына, занимающие их голову проблемы, родитель показывает свое участие с жизни любимого чада. Осторожность в оценках внешнего облика подростка, его интересов заслужит уважение с его стороны. А также пример, явленный самим родителем, когда не приветствуется и не пропагандируется в семье употребление бранных слов, осуждающих речей, обличительных фактов в адрес других людей — самое лучшее средство в воспитании достойного человека. Большинство родителей думают, что юношеском возрасте могут вздохнуть спокойно – переходный возраст практически позади, а психология подростка 16- 17 лет более приятна для родительского восприятия. Но это зависит от того, насколько правильно вы будете выполнять следующие правила:

  1.  Сохранять или выстраивать доверительные отношения со своим взрослеющим подростком.

  2.  Принимать то, что он стал взрослым, и его пора отпустить во взрослую самостоятельную жизнь.

  3.  Направлять и поддерживать в выборе будущей профессии.

  4.  Прощать допущенные им юношеские ошибки.

  Юность ваших детей –это время подведения итогов, плохие они или хорошие, могут сказать только сами родители и подростки, но в любом случае, самое важное, о чём, на мой взгляд, должны помнить и те, и другие, – это о том, что они самые дорогие и любимые люди, которые есть друг у друга. И так останется на всю их дальнейшую жизнь.


Памятка.

  Взаимоотношения родителей и  детей 11-13 лет.

  В возрасте 11 лет в организме ребёнка начинаются существенные физиологические и психологические изменения, которые необходимо учитывать при общении с ребёнком. Взрослые фиксируют повышенную раздражительность, вспыльчивость, чрезмерную обидчивость, резкость в проявлении эмоций у детей этого возраста.
Резко усиливается негативные эмоциональные проявления в домашнем поведении детей 11-13 лет. На 11 год жизни приходится пик эмоциональной нестабильности. Тревоги и страхи у мальчиков и девочек довольно сильны и могут стать источником внутреннего чувства несчастливости.
Ребёнок в этом возрасте испытывает тщательно скрываемую от взрослых, но очень сильную потребность в одобрении и поддержке. В этом возрасте психологи отмечают наиболее низкую самооценку детей, нередкое неприятие самих себя, здесь необходима внимательность и своевременная поддержка родителей, чтобы избежать ее поиска  вашим ребенком в соцсетях или от других лиц. Поддержка из вне может оказаться  опасной, а ребенку с неокрепшей психикой понять это будет сложно.
В этом возрасте всё  зависит не от того, как ребенок учится, а от того, какими способами он сумеет утвердиться среди сверстников. Ребёнок начинает борьбу за свой личностный статус в классе, во дворе. Ведущей деятельностью становится общение. Ребенок начинает проверять границы дозволенного. И порой эти границы расширяются до статей уголовного кодекса. Поэтому, "отстань, мама", должно родителями анализироваться. И не стоит успокаиваться, что Ваш сын или дочь дружит с "хорошими" ребятами, которые плохому не научат, всегда нужно помнить, что ваш ребенок может попасть под негативное влияние сверстников,  которые могут натолкнуть его на совершение преступлений, злоупотребление алкоголем и табакокурением (электронных сигарет).
Основным психологическим противоречием этого возраста является одновременное стремление быть как все.
Мнение других ребят о нём является мотивом для работы над собой. Повышенная требовательность нормативного поведения может привести к инцидентам. Взрослый - уже не авторитет. Поступки взрослого анализируются с точки зрения морали значимой для ребёнка группы. Из всех ценностей, ранее навязываемых ребёнку взрослым, он теперь начинает выбирать свои собственные и их отстаивать. Дети этого возраста не особенно склонны к сотрудничеству со взрослыми.
Период самоутверждения проходит у всех по-разному. В 5-7 классе разрыв в психофизическом возрасте между девочками с ранним половым развитием и мальчиками с поздним развитием нередко достигает 6 лет. Девочки ищут общения с более старшими мальчиками.

  Задачами развития личности в этот период является успешная социализация в среде сверстников. В этом возрасте поведение ребёнка определяется двумя ведущими потребностями:

1. Потребность в общении.

2.Потребность в самоутверждении.

Поэтому родителям очень важно суметь в этом возрасте перестроить свои отношения от отношений авторитета - послушания, к отношениям партнерства с ребёнком. Иначе семью ждут бои и нарастание враждебности. Со стороны взрослых нужна чуткость и предупредительность в своих действиях.Если вы хотите остаться друзьями с вашими детьми, не потерять их доверие в этот непростой период их жизни, выполняйте следующие заповеди семейного воспитания:
1. Сохраняйте доверительные отношения с детьми.

2. Приходите на помощь детям в трудных для них жизненных ситуациях. Но помогая, не ругайте обидчиков, а помогите ребёнку разобраться, почему он оказался в такой ситуации.
3. Не завидуйте тем родителям, у кого дети, на ваш взгляд, лучше, чем ваш ребёнок. Зависть рождает агрессию по отношению к вашему ребёнку.

4. Не укоряйте ребёнка тем, что вы очень много для него делаете. Это оскорбляет.

5. Не лишайте ребёнка свободы выбора. Пусть сам решает, что носить и с кем дружить. Все запреты объясняйте, мотивируйте ребёнка думать не только о своих желаниях, но и о ваших.
6. Не ставьте себя выше своих детей. Избегайте в общении с ребёнком высокомерия!
7. У ребёнка есть не только обязанности, но и права. Он иметь право не слышать оскорблений и унижений со стороны родителей, имеет право выражать свое мнение и быть услышанным.
8. Не снимайте своё раздражение на ребёнке.

9.Умейте прощать и забывать. Не стоит корить ребёнка за те ошибки, которые он совершает.


Психолого-педагогический статус пятиклассника

Психологические параметры школьного статуса ребенка

Психолого­-педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик

Познавательная сфера

Произвольность психических процессов

  • Принятие целей, заданных учителем.
  • Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем.
  • Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации.
  • Поддержание концентрации внимания на учебной задаче

Уровень развития мышления

  • Владение приемами установления причинно­следственных отношений меж­ду изучаемыми учебными и житейскими понятиями

Сформированность важнейших учебных действий

  • Ориентация на всю систему требований задачи.
  • Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др.
  • Систематизация знаний, перенос учебных навыков

Уровень развития речи

  • Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращений к школьнику.
  • Использование речи как инструмента мышления (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств).
  • Грамотность и богатый словарный запас устной речи

Уровень развития тонкой моторики

  • Понятность письма.
  • Аккуратность оформления письменных работ.
  • Способность к различным видам ручного труда

Умственная работоспособность и темп умственной деятельности

  • Сохранение умственной активности и работоспособности в течение всего урока.
  • Адаптация к учебной нагрузке.
  • Способность работать в едином темпе со всем классом

Коммуникативная сфера

Взаимодействие с педагогами

  • Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю.
  • Способность к установлению межличностных отношений с педагогом

Соблюдение социальных и этических норм

  • Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения

Активность и автономность поведения

  • Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности

Мотивационно­-личностная сфера

Наличие и характер учебной мотивации

  • Ориентация на освоение способов получения знания.
  • Проявление интереса к закономерностям, принципам.
  • Предпочтение трудных заданий.
  • Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний

Устойчивое эмоциональное состояние в школе

Отсутствие выраженных противоречий между:

  • требованиями школы (педагога) и родителей;
  • требованиями взрослых и возможностями ребенка

Система отношений школьника к миру и самому себе

Отношения со сверстниками

  • Эмоционально­ положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками.
  • Ориентация на мнение товарищей

Отношения с педагогами

  • Эмоционально­ положительное восприятие ребенком своих отношений с педагогами и воспитателями

Отношение к значимой деятельности

  • Эмоционально ­положительное восприятие школы и учения.
  • Понимание смысла учения "для себя"

Отношение к себе

  • Устойчивая положительная самооценка


                                                                    Памятка. 

  С семейными ценностями по жизни.

  Семья в современном обществе играет огромную роль. В любом человеке заложено понятие семьи, усвоенное  еще в  детстве: это представления об отношениях между отцом и матерью, родителями и детьми, а также об отношении к  старшему поколению, а самое главное – это дух семьи и родительского дома. Вот почему так важно, чтобы семья для ребенка с самого раннего возраста  была источником  уюта, любви,  уважения,  поддержки и  безопасности, тогда согласно этим семейным ценностям в будущем он построит и свою семью.

  Нередко  общение с детьми ограничивается обсуждением,  что было на обед или  как дела в школе и т.п.  Но для ребенка очень важно внимание и ощущение, что его любят, уважают,  всегда выслушают и, главное, услышат! Хорошо, если в семье есть свои семейные традиции. Например, прогулка в парке по выходным или походы в театр,  даже обыкновенный ежевечерний ужин с обсуждением событий, произошедших за день у каждого – все это может стать семейной традицией.  Самое главное –  ее соблюдение.

  В семье у каждого должны быть обязанности, в том числе и у ребенка, так он  получает опыт для будущей самостоятельной жизни.

  Главное – искренняя теплота общения в семье. Родителям всеми силами нужно избегать выяснения отношений друг с другом при ребенке. Недопустима ложь в отношениях, в том числе и ложь в отношениях с ребенком. Лучше совместное честное обсуждение проблем, чем обиды, раздражение и «гордое» молчание при этом.

  Ребенку необходимо  научиться понимать: не страшно совершать ошибки, никто не застрахован от этого, даже взрослые.  Поэтому родителям не стоит бояться попросить  прощения у своего ребенка, если они  поняли, что были не правы в какой-либо ситуации. Это очень сближает с ребенком и учит его не только прощать близких людей, но и  признавать свои ошибки.

  Родителям  нужно совместно с ребенком переживать его неприятности и искренне радоваться его успехам. Ребенок должен усвоить, что главная ценность семьи – взаимное внимание, поддержка и любовь между самыми родными людьми в любой жизненный период.