Зайцева Ирина Николаевна
ДИСГРАФИЯ. ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дисграфия. Памятка родителям младших школьников
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду, чаще к психологу, что не совсем правильно.
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.
Речевая симптоматика дисграфии
При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом:
выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок;
они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк;
в средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки.
Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно.
Неречевая симптоматика дисграфии
У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза,
пространственных представлений,
слухо-произносительной дифференциации звуков речи,
фонематического, слогового анализа и синтеза,
лексико-грамматического строя речи,
расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы.
На что нужно обратить особое внимание:
Если Ваш ребенок левша.
Если он - переученный правша.
Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
Если в семье говорят на двух или более языках.
Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
Виды дисграфических ошибок
Нарушение структуры слова
1.пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;
2.пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей;
3.пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки, кадаш – карандаш, грузок – грузовик;
4.замена гласных: пище — пищу, сесен — сосен, люгкий — легкий;
5.замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай, боказываед — показывает;
6.перестановки букв и слогов: онко — окно, беревызой – берёзовый.
7.недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках, диктан — диктант;
8.наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, какапитан –капитан, сенег — снег, диктанат — диктант, палаток – платок;
9.повторение букв, написание лишних букв: заайка – зайка;
10.искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;
11.нарушение смягчения согласных: болшой — большой, толко — только, умчалис — умчались, мач — мяч.
12.слитное написание слов и их произвольное деление: д ва— два, бойчасов — бой часов, в ся — вся, яй цо – яйцо, елкру – ел кору;
Нарушение грамматического строя речи
1.нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки, несколько пушистые белок скакало;
2.нарушения управления: с ветка — с ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле, много земляника;
3.слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухли — набухли;
4.пропуски слов в предложении: В яркий солнечный мы с мамой пошли в зимний.
5.неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
Оптические ошибки
1.замена букв, отличающихся разным положением в пространстве:
ш-т, д-в, д-б;
2.замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
3.замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
4.зеркальное написание букв: с, э, ю;
5.пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
Памятка для родителей
В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:
поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;
проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;
проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.
Родителям важно знать:
ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком — одно из обязательных условий правильного речевого развития;
выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;
занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;
занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребенка. Если на занятии проводятся yпpaжнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 4-5 раз подряд, может вызвать головную боль.
эти упражнения следует чередовать с другими видами работ;
занятие не следует перегружать заданиями;
н а этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;
к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.